The Simplified Lady*

Д . Ройзен

Низменные люди испытывают незыблемое удовольствие,
обсуждая великих людей.
Баронесса Маргарет Хильда Тэтчер (1)

По простоте душевной, до той поры  пока не посмотрел фильм «The Iron Lady» (2011), dir. Phyllida Lloyd; The Winstein Company/YukFilms, Pathe, Film4 and UK Film Council  был уверен, что с методом социалистического реализма в искусстве  покончено если не раз и навсегда, то по крайней мере надолго. Теперь знаю, что метод живее всех живых,  и  что он успешно прижился на некоторых  киностудиях Великобритании, США и Франции, а его применение,  как оказалось, зависит не только от идеологических установок правящего режима, но и от внутренних установок и глубины таланта художника.

Помнится, кто-то сказал, что у великих людей  и недостатки великие. Продюсерам, автору сценария и режиссеру фильма об одной из величайших политиков XX века, 71-м премьер-министре Великобритании г-же Маргарет Тэтчер это высказывание  явно не знакомо. Почему-то они вообразили, что способны отразить и внутренний мир, и логику поступков, и даже интимные моменты жизни этой необыкновенной женщины в кривом зеркале своего обывательского мироощущения.

Главный посыл фильма не нов, а главное прост. До того, что легко усваивается даже недееспособными гражданами. Теория  мирового  заговора,  некоей  закулисы  масонского толка, которая решает свои проблемы в этом мире за счет простых смертных, популярна вот уже несколько веков среди нечистых на руку политиков и тоталитарных режимов, и применяется ними с той самой целью, в достижении которой они и обвиняют этих самых масонов. Из этой же «оперы» и  обилие «перлов» из диалогов, таких как «заключила контракт с сатаной», «пьешь кровь младенцев по утрам» и т. п., говорящие и об узости кругозора авторов, и об отсутствии у них здравого смысла и необходимых знаний. Ну, еще возможно, и о качестве перевода. Я смотрел копию,  переведенную с английского на итальянский,  а затем на русский.

Досталось в фильме и Роналду Рейгану, и Михаилу Сергеевичу Горбачеву, и даже Леониду Даниловичу Кучме. Но здесь речь не о них. А вот реальной г-же Тэтчер, чье премьерство стало самым продолжительным в XX веке**, благодаря принятым ею жёстким и непопулярным мерам в экономике и социальной сфере, удалось добиться стабильного экономического роста. Начавшие активно поступать в Великобританию иностранные инвестиции способствовали модернизации производства и увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом правительству Тэтчер долгое время удавалось сохранять инфляцию на очень низком уровне. Кроме того к концу 80-х, благодаря принимаемым мерам, значительно сократился уровень безработицы. (2)  К ней, как к политику, можно относиться по-разному, но уж точно не представлять в виде зомби.

Маргарет Тэтчер

Фильм здорово напоминает мне агитки периода развитого социализма, в которых недвусмысленно давалось понять, что правящие элиты в странах Запада это сущие кровопийцы, высасывающие жизненные соки из бедных трудящихся и готовые ради увеличения прибавочной стоимости пожертвовать миллионами жизней обычных граждан. А на другой стороне баррикад «белые» и «пушистые» рабочие, селяне и примкнувшие к ним прогрессивные интеллигенты. Правда, почему-то в пылу справедливой борьбы переворачивающие, заметьте, чужие машины, поджигающие и грабящие чужие магазины, и пуляющие камнями и  бутылками с «коктейлем Молотова» в стражей порядка.

Плакат. 1950 г.

Жаль, что авторам фильма не повезло на себе испытать все прелести «власти народа». Этот experience*** моментально бы   выбил блажь из их светлых голов. И масоны у них тогда предстали бы чуть ли не спасителями человечества. Что было бы очередной их (авторов)  глупостью.

Художественных достоинств в фильме я разглядел не так уж много. Кроме высококачественной работы гримеров (Оскар 2012 за лучший грим вполне заслуженный) это, пожалуй, еще Jim Broadbent  в роли мужа. Что касается Meryl Streep, по-видимому, остальные актрисы, номинированные на лучшую женскую роль Оскара 2012,  просто оказались  не в чести у академиков.

Обложка аудио-диска

Поймите меня правильно: играет она отлично, но играет не премьер-министра и даже не баронессу, а такую себе симпатичную старушку, временами отягощенную воспоминаниями каннибала.  Ведь играть ей в этой примитивщине по большому счету нечего. Выстрел вышел громкий, но холостой. А настоящую Meryl Streep можно увидеть в таких фильмах как Out of Africa (1985), The Hours (2002), The Devil Wears Prada (2006) и еще во многих других, где она действительно неотразима во всех отношениях.

Фильм снимали, монтировали, озвучивали профессионалы. Но в «голове» коллектива «легкость необыкновенная в мыслях». (3) Поэтому и результат получился соответствующий.

Лично у меня после просмотра одно желание: чтобы ни сама г-жа Тэтчер, ни Михаил Сергеевич Горбачев этого  не увидели. Собака лает, а караван пусть продолжает отмеренный ему путь. Без лишних потрясений от неблагодарных сограждан.

А под венец дружеский совет работникам зарубежного (и не только) искусства: семь раз стоит подумать,  прежде чем замахнуться «на Вильяма, нашего, на Шекспира». (4)

2012

*упрощенная леди (англ.)

**согласитесь, это говорит если не о любви, то о серьезной поддержке ее политики

***опыт (англ.)


Источники информации

1. http://aphorism-citation.ru

2. http://ru.wikipedia.org

3. цитата из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»

4. цитата из кинофильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»


Впервые рецензию опубликовано 15.07.2012 г. на сайте: http://kino.myvi.ru под названием «Простота, которая хуже воровства». Здесь переработанная и дополненная версия этой рецензии.