Низменные люди испытывают незыблемое удовольствие,
обсуждая великих людей.
Баронесса Маргарет Хильда Тэтчер (1)
По простоте душевной, до той поры пока не посмотрел фильм «The Iron Lady» (2011), dir. Phyllida Lloyd; The Winstein Company/YukFilms, Pathe, Film4 and UK Film Council был уверен, что с методом социалистического реализма в искусстве покончено если не раз и навсегда, то по крайней мере надолго. Теперь знаю, что метод живее всех живых, и что он успешно прижился на некоторых киностудиях Великобритании, США и Франции, а его применение, как оказалось, зависит не только от идеологических установок правящего режима, но и от внутренних установок и глубины таланта художника.
Помнится, кто-то сказал, что у великих людей и недостатки великие. Продюсерам, автору сценария и режиссеру фильма об одной из величайших политиков XX века, 71-м премьер-министре Великобритании г-же Маргарет Тэтчер это высказывание явно не знакомо. Почему-то они вообразили, что способны отразить и внутренний мир, и логику поступков, и даже интимные моменты жизни этой необыкновенной женщины в кривом зеркале своего обывательского мироощущения.
Главный посыл фильма не нов, а главное прост. До того, что легко усваивается даже недееспособными гражданами. Теория мирового заговора, некоей закулисы масонского толка, которая решает свои проблемы в этом мире за счет простых смертных, популярна вот уже несколько веков среди нечистых на руку политиков и тоталитарных режимов, и применяется ними с той самой целью, в достижении которой они и обвиняют этих самых масонов. Из этой же «оперы» и обилие «перлов» из диалогов, таких как «заключила контракт с сатаной», «пьешь кровь младенцев по утрам» и т. п., говорящие и об узости кругозора авторов, и об отсутствии у них здравого смысла и необходимых знаний. Ну, еще возможно, и о качестве перевода. Я смотрел копию, переведенную с английского на итальянский, а затем на русский.
Досталось в фильме и Роналду Рейгану, и Михаилу Сергеевичу Горбачеву, и даже Леониду Даниловичу Кучме. Но здесь речь не о них. А вот реальной г-же Тэтчер, чье премьерство стало самым продолжительным в XX веке**, благодаря принятым ею жёстким и непопулярным мерам в экономике и социальной сфере, удалось добиться стабильного экономического роста. Начавшие активно поступать в Великобританию иностранные инвестиции способствовали модернизации производства и увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом правительству Тэтчер долгое время удавалось сохранять инфляцию на очень низком уровне. Кроме того к концу 80-х, благодаря принимаемым мерам, значительно сократился уровень безработицы. (2) К ней, как к политику, можно относиться по-разному, но уж точно не представлять в виде зомби.
Фильм здорово напоминает мне агитки периода развитого социализма, в которых недвусмысленно давалось понять, что правящие элиты в странах Запада это сущие кровопийцы, высасывающие жизненные соки из бедных трудящихся и готовые ради увеличения прибавочной стоимости пожертвовать миллионами жизней обычных граждан. А на другой стороне баррикад «белые» и «пушистые» рабочие, селяне и примкнувшие к ним прогрессивные интеллигенты. Правда, почему-то в пылу справедливой борьбы переворачивающие, заметьте, чужие машины, поджигающие и грабящие чужие магазины, и пуляющие камнями и бутылками с «коктейлем Молотова» в стражей порядка.
Жаль, что авторам фильма не повезло на себе испытать все прелести «власти народа». Этот experience*** моментально бы выбил блажь из их светлых голов. И масоны у них тогда предстали бы чуть ли не спасителями человечества. Что было бы очередной их (авторов) глупостью.
Художественных достоинств в фильме я разглядел не так уж много. Кроме высококачественной работы гримеров (Оскар 2012 за лучший грим вполне заслуженный) это, пожалуй, еще Jim Broadbent в роли мужа. Что касается Meryl Streep, по-видимому, остальные актрисы, номинированные на лучшую женскую роль Оскара 2012, просто оказались не в чести у академиков.
Поймите меня правильно: играет она отлично, но играет не премьер-министра и даже не баронессу, а такую себе симпатичную старушку, временами отягощенную воспоминаниями каннибала. Ведь играть ей в этой примитивщине по большому счету нечего. Выстрел вышел громкий, но холостой. А настоящую Meryl Streep можно увидеть в таких фильмах как Out of Africa (1985), The Hours (2002), The Devil Wears Prada (2006) и еще во многих других, где она действительно неотразима во всех отношениях.
Фильм снимали, монтировали, озвучивали профессионалы. Но в «голове» коллектива «легкость необыкновенная в мыслях». (3) Поэтому и результат получился соответствующий.
Лично у меня после просмотра одно желание: чтобы ни сама г-жа Тэтчер, ни Михаил Сергеевич Горбачев этого не увидели. Собака лает, а караван пусть продолжает отмеренный ему путь. Без лишних потрясений от неблагодарных сограждан.
А под венец дружеский совет работникам зарубежного (и не только) искусства: семь раз стоит подумать, прежде чем замахнуться «на Вильяма, нашего, на Шекспира». (4)
2012
*упрощенная леди (англ.)
**согласитесь, это говорит если не о любви, то о серьезной поддержке ее политики
***опыт (англ.)
Источники информации
1. http://aphorism-citation.ru
3. цитата из пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»
4. цитата из кинофильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля»
Впервые рецензию опубликовано 15.07.2012 г. на сайте: http://kino.myvi.ru под названием «Простота, которая хуже воровства». Здесь переработанная и дополненная версия этой рецензии.