Идут съемки...
Революции посвящается...
Женщина-солдат, мужественный, бесконечно преданный революции солдат не новый образ в кино. Это и Комиссар в «Оптимистической трагедии», и Ольга Зотова в «Гадюке», и много других героинь, полюбившихся зрителям. По-разному сложились их судьбы, но есть одно, главное, что объединяет их, - вера в революцию, которая стала смыслом их жизни.
Женщина-солдат стала героем новой работы студии имени М. Горького «Комиссар».
В пятом павильоне, кажется, все подготовлено к съемкам... Снимается первое знакомство комиссара Вавиловой с жестянщиком Ефимом Магазаником и его семьей. В сцене заняты главные герои: комиссар Вавил0ва — Нонна Мордюкова, Ефим Магаэаник — Ролан Быков, его жена Мария — Раиса Недашковская.
...В дверь протискивается огромный, в простой солдатской шинели человек, с грубым, обветренным лицом. Очень трудно разглядеть в вошедшем женщину. Это комиссар Вавилова, и жить она будет в семье Ефима Магазаника. Потом супруги Магазаник подружатся с этой женщиной, а когда у нее родится сын, она оставит им его, чтобы самой пойти бить врага, потому что она солдат, «боевая единица», потому что этого требуют партия и долг коммуниста, потому что ее сын должен жить счастливо.
В перерыве между съемками я взяла три интервью. Первое — у сценариста и режиссера фильма А. Аскольдова.
- «Комиссар» — мой режиссерский дебют в кино. Сценарий написан по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Фильм начинается словами: «Рядовым революции, матерям и отцам нашим, павшим и живым посвящается». Герой фильма комиссар Вавилова — образ, на мой взгляд, чрезвычайно сложный и интересный. С ее судьбой связано становление новой эпохи, страдания и радости нового, только что родившегося времени. И мысль, заложенная а фильме и в образе, проста и мудра: ей, матери и солдату, мы обязаны своим рождением и счастьем.
Нонна Мордюкова сказала:
— С комиссаром Вавиловой я познакомилась еще до того, как был написан сценарий фильма, по прекрасному рассказу В. Гроссмана. Уже тогда мы с режиссером А. Аскольдовым много говорили об этой роли, а когда он начал писать сценарий, то уже было известно, что Вавилову буду играть я. Мне трудно говорить об этом образе, как трудно говорить о человеке, которого очень любишь. Она проста, как жизнь, и, как жизнь, героична. Поначалу это нелепое существо — баба в галифе, в которой уже и не видят женщину; она воюет наравне с мужчинами да и сама навряд ли помнит, когда в последний раз надевала платье; забыла о том, что бывает любовь, семья... А может, и помнит, да не хочет думать: не время для такой роскоши.
Удивительная перемена произошла с Вавиловой после рождения ребенка. Откуда-то в этой женщине-солдате появилась нежность и мягкость, нашлась тихая песня для сына. Оставив сына, возвращается Вавилова а свой отряд, так и не познав до конца величайшей радости материнства. И здесь-то понимаешь, сколько в ней революционной убежденности, сколько в ней силы и красоты! Эта женщина-боец, которая, казалось бы, лишь честно исполняет свой долг, оказывается настоящим коммунистом, фанатично преданным революции, способным на самопожертвование...
Такой я вижу Вавилову, такой а хочу ее сыграть.
А теперь слово артисту Ролану Быкову:
—Роль Ефима Магазаника представляет для меня исключительный интерес. Мой новый герой непохож на тех милых, добрых, наделенных юмором евреев, которые стали традицией нашего экрана. Для этой роли нужны яркие краски, резкие штрихи, я не боюсь быть подчас жалким и некрасивым. По-моему, эту роль нельзя играть иначе. Я люблю этого человека, Ефима Магазаника, ибо он полон жизни. Где-то идет война, а он живет, работает, любит жену, растит детей, думает... Он философ, и у него есть свои мечты...
В пятом павильоне в эти дни очень шумно. Бегает шпанистая детвора — дети жестянщика. Режиссер А. Аскольдов шутливо называет маленьких ребят, приехавших на съемку из Одессы, «мои бандиты-налетчики». Ребятам нравится шум и суета киносъемок и еще более суета, которую они сами поднимают. Им нравится, когда на них надевают грязные штаны и рубахи и мажут лицо гримом: «Смотрите, что с нас сделали!»
Их здесь очень любят и, как всегда, немного балуют. Но когда дело касается работы, режиссер требователен к ним, как к настоящим актерам. На площадке они серьезны и внимательны. То и дело слышится голос Марты (ее здесь называют Мартышкой); «Паша, не бегай, ты споткнешься и посадишь шишку. Паша, не тряси головой, у тебя отвалится грим...» Паша — это любимчик группы, необыкновенно смешное и на редкость смышленое существо.
Сейчас уже отснята натура и идут павильонные съемки. Фильм будет черно-белый и широкоэкранный, снимает его оператор В. Гинзбург. Съемочная группа хочет, чтобы зритель, уходя из зала, подумал о героях то, что сказал Ефим Магазаник вслед уходящей за отрядом Вавиловой: «У них настоящие люди...»
Текст статьи и фотографии со съемок приведены по публикации: Советский экран.- 1967.- № 8 .- стр.12 - 13